В последние годы школа стремительно перестраивается в сторону дифференциации обучения, ищет новые подходы к построению образовательного процесса. Обучение в школе предполагает не только отбор индивидуального содержания образования, но и возможность выбора учеником своего стиля, темпа и ритма обучения. Образовательная траектория также оставляет за ребёнком право на:
- отбор изучаемых предметов, кружков, факультативов, соответствующих учебному плану;
- углубление или опережение содержания учебных курсов;
- выбор тематики дополнительных работ по предметам;
- выстраивание индивидуальной картины мира и обоснование собственной позиции по разным образовательным областям.
Уже в начальной школе перед учителем стоит задача сформировать индивидуальную учебную зону для каждого ученика, внутри которой ребёнок мог бы создать собственный творческий продукт. Чем старше ученик, тем больше возможностей реализации должна предоставить школа. Для этого учитель может пользоваться такими приёмами, как:
- индивидуальные задания на уроках;
- работа в группах и парах;
- формулировка открытых заданий («Физика в моей жизни», «Моё письмо Пушкину»);
- проектная работа;
- обучение самостоятельному планированию и тайм-менеджменту.
Ученику необходимо осознать собственные склонности, интересы, возможности, а затем вместе с учителем выстроить траекторию развития. Например, если ребёнок музыкально одарён, его проект по осмыслению поэзии Серебряного века может выглядеть как мюзикл или рок-опера. Ученик, увлечённый историей и программированием, может поработать с наставником в программе по 3D-моделированию и создать реконструкцию дореволюционного облика родного города. Оценить освоение учебного материала учеником, развивающимся по индивидуальному маршруту, поможет итоговый творческий продукт его деятельности — исследовательский проект, научная разработка, компьютерная программа, авторская книга и прочее.